Испокон веков в трудные минуты, при самых крайних обстоятельствах людей всегда спасало умение оставаться людьми. А человек - венец природы, от всего живущего на земле отличался ещё и умением вкладывать свою душу, свои эмоции в эти монологи. Люди отражали в них горести и радости, воплощали свои самые сокровенные чувства.
И, наверное, согласно всей логике развития человечества они просто обязаны были появиться, эти Богом выбранные люди, призванные сплетать стихи в интонационную цепочку, которую с незапамятных времён звали песней!
Одним из таких посланцев Бога и был Арно Бабаджанян. Это имя стало символом нашей гордости и любви к музыке не в одночасье. Заложенный в него музыкальный талант он развил и тысячекратно приумножил каждодневной изнуряющей работой, выматывающими репетициями, бесконечным количеством часов, проведёнными за роялем. Многим нынешним скороспелым компьютерным «мастерам песни», наверное, и не снилось то, какой ценой давалась мастеру каждая партитура, сколько сомнений и вариантов предваряло каждый будущий, ныне всем известный шедевр. Казалось, ну что нового можно изобрести, складывая в том или ином порядке известные человечеству уже не одно столетие семь нот? Абсолютную первозданность и неповторимость всего того, что выходило из-под пера Арно Бабаджаняна, определял органичный сплав армянского национального мелоса с русской и европейской музыкой, помноженный на уникальное собственное чувство прекрасного. Блестящий концертный пианист, ученик К. Игумнова, чьё имя ставили в один ряд с Э. Гилельсом и С. Рихтером, пришёл в песню и поднял её до высот, присущих лучшим образцам классической музыки. Он сумел соединить в них наряду с доступностью в восприятии и запоминающимися интонациями филигранную гармоническую основу и лучшие музыкальные традиции, унаследованные от своего друга и учителя, ярчайшего мирового классика ХХ столетия Арама Хачатуряна.
Поэтому всё творчество народного артиста и лауреата Государственной премии СССР Арно Бабаджаняна и прежде всего его песни - необычайно интернациональны по своей сути, они находили и продолжают находить своё место в душах людей, живущих не только на всём постсоветском пространстве, они по сей день известны и популярны в самых отдалённых уголках нашей огромной планеты.
То, что время - объективнейший и беспристрастный судья, давно является неоспоримой аксиомой. Именно оно определяло и определяет то место, которое будет отведено художнику после его ухода в наших сердцах и нашей памяти. Все мы не раз были свидетелями того, как быстро «сдувались» и уходили в небытие вознесённые нынешним пиаром имена, так же, как забывались и когда-то насаждаемые сверху, официальные художники коммунистического периода. Но Арно Бабаджанян, ушедший от нас в 1983-м доперестроечном году, живший и творивший ещё в ту эпоху, необычайной, пронзительной силой своего таланта преодолел беспощадную завесу времени, его музыка сегодня, как и при жизни композитора, востребована и актуальна. Его песни выручают и поддерживают, помогают объясниться в любви и напоминают каждому из нас о его причастности к великой стране и её истории. На эти песни всегда можно опереться, как на плечо близкого друга…
Рассказывает Ара БАБАДЖАНЯН, сын композитора и президент Фонда памяти Арно Бабаджаняна, в попечительский совет которого вошли друзья мастера: Армен Джигарханян, Александра Пахмутова, Иосиф Кобзон, Владимир Шаинский, Андрей Дементьев, Николай Добронравов, Артур Чилингаров, многие другие популярные люди.
Нынешний год - год 85-летия со дня рождения Арно Арутюновича - совпал с проведением года Республики Армения в России. И торжественный концерт, посвящённый открытию этого большого события, состоялся 22 января в Кремле, в день рождения отца, что мне показалось глубоко символичным. А когда в финале вечера «сводный» коллектив замечательных исполнителей спел написанную отцом почти 50 лет назад «Песню первой любви» из одноимённого фильма, то зал Кремлёвского дворца (в котором находились президенты двух государств, мэр Москвы, Шарль Азнавур) встретил её долгими овациями…
В настоящее время наш фонд готовится к проведению Фестиваля музыки Арно Бабаджаняна, посвящённого юбилейной дате. Большая программа будет проходить как в Армении, так и в России. В Ереване состоится торжественная закладка здания музея композитора Бабаджаняна, ожидается присвоение его имени улицам в Ростове-на-Дону и Москве, здесь же - открытие мемориальной доски на доме, в котором он жил. Памяти отца будут посвящены семинарские занятия в Академии им. Гнесиных и в Московской государственной консерватории, где также состоятся концерты его классической музыки. А заключительным аккордом фестиваля станет гала-концерт с последующим показом его телеверсии по одному из федеральных каналов, который мы планируем провести в конце года в Кремле.
Буквально на днях завершается работа над диском, где 14 лучших песен Арно Бабаджаняна прозвучат в исполнении Иосифа Кобзона: в обновлённом звучании, с применением последних студийных возможностей мы снова записали и «Благодарю тебя», и «Голубую тайгу», и «Судьбу», и «Доброту», и «Золотое танго» и, конечно же, знаменитую «Свадьбу». Будет здесь и не звучавшая при жизни отца песня «Позвольте надеяться», слова к которой написал его старый друг Евгений Евтушенко. Кроме того, войдёт в альбом и песня «Не замести снегам память», написанная вашим покорным слугой - Бабаджаняном-младшим на стихи моего друга - поэта и журналиста Владимира Попкова, одновременно и генерального продюсера всего нашего проекта. В ней есть проникновенные строки, собственно, и ставшие девизом фестиваля: «Не замести снегам память, не унесёт память мою вода…»
В ближайших планах - запись второго альбома нашего своеобразного юбилейного двухтомника - диска, который будет называться «Арно». В него помимо заглавной песни А.ркадия Хаславского и В.ладимира Попкова войдут давние, написанные три-четыре десятилетия, а то и полвека назад песни Бабаджаняна, звучавшие в исполнении Г. Отса, М. Магомаева, В. Трошина, Л. Зыкиной, ансамблей «Оризонт» и «Самоцветы» и других легенд советской сцены. Очень надеемся, что их новые сотворцы - а среди тех, кого мы ожидаем услышать на диске и увидеть на заключительном концерте в Кремле, целое созвездие имён: помимо Иосифа Кобзона, мы ждем Анастасию Волочкову, Валентину Толкунову, Александра Серова, Леонида Агутина, Алексея Глызина, отца и сына Пресняковых, Рената Ибрагимова, Тамару Гвердцители, Аллу Иошпе и Стахана Рахимова, Александра Буйнова, Сергея Скачкова и группу «Земляне», «Белорусских Песняров», Надежду Бабкину и ансамбль «Русская песня», Жасмин, Таисию Повалий и Тину Кароль, Алексея Чумакова, Александра Панайотова, звезд армянской эстрады, других талантливых исполнителей. Юное поколение будет представлять хор «Дебют» и детская студия «Родники». Надеюсь они - сумеют дать новую жизнь песням отца. Думаю, интересным будет и новое свидание поклонников творчества Арно Бабаджаняна с легендарным певцом Жаном Татляном, в прошлые годы уже исполнявшего песни отца. Почетными гостями будут старые друзья отца, члены нашего Попечительского совета :Армен Джигарханян, Александра Пахмутова, Евгений Евтушенко, Николай Добронравов, Андрей Дементьев, Владимир Шаинский.
Надо сказать, что, как и все гуманитарные проекты, наш фестиваль нуждается в финансовой, организационной и информационной поддержке. Но имя Бабаджаняна, к счастью, вызывает только добрые чувства: многие люди, которые помнят и любят музыку отца и его песни, уже подставили плечо помощи. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших стратегического партнёров - группы компаний «Бородино» и «Бамо», компанию «Армавиа», радиостанцию «Голос России», издательский дом «Новый взгляд», газету «Московская правда». И, конечно же, «Литературную газету», многолетним постоянным читателем которой являлся отец, за то, что сразу откликнулась на призыв и без колебаний взяла на себя благородную и ответственную миссию главного информационного партнёра фестиваля.
Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ