Когда в Москву, ставшую второй родиной одного из наших лучших композиторов минувшего столетия Арно Бабаджаняна, уже выбелил первый снег, его первая родина - Ереван еще утопал в буйстве золотых и багряных кленовых и каштановых крон, горевших яркими факелами под ласковым южным солнцем. А в тени деревьев с многочисленных афишных тумб и рекламных щитов ереванцам улыбался их земляк, после довольно продолжительного перерыва вернувшийся в родной город. В Ереван приехал Международный Фестиваль музыки Арно Бабаджаняна, посвященный 85-летнему юбилею композитора, проходящий под эгидой Года Республики Армения в России.
Высадившийся в международном аэропорту Звартноц московский десант в составе президента Международного Фонда памяти Арно Бабаджаняна, сына композитора Араика Бабаджаняна, генерального продюсера Владимира Попкова, импресарио Маргариты Лапиной и главного режиссера Государственного Кремлевского Дворца Евгения Глазова, сойдя с трапа самолета, сразу же в взялся не только за подготовку фестивальных мероприятий, москвичи дружно включились и в работу ереванского отделения Фонда, вот уже много лет возглавляемого другом Арно Бабаджаняна, заслуженным деятелем искусств Республики Армения Робертом Акопяном.
Помимо репетиций и доводки программы концертов Фестиваля, предстояло решить не менее важный вопрос - о выделении участка земли и начале строительства музея композитора на его родине. В ходе одной из пресс-конференций, проходившей в стенах министерства культуры Республики Армения, после того, как работники московского и ереванского отделений Фонда памяти Арно Бабаджаняна ответили на многочисленные вопросы журналистов местных СМИ, генеральный продюсер Фонда Владимир Попков обратился со встречным вопросом к заместителю министра культуры республики Карине Ходикян, присутствовавшей на пресс-конференции.
- Так уж случилось, что помимо своих продюсерских обязанностей в Фонде, я как профессиональный журналист, имею честь представлять в Ереване и московскую прессу, в частности - столь уважаемое издание, как «Московская правда», являющееся нашим информационным партнером. Так вот, если бы я, будучи поклонником творчества Арно Бабаджаняна (а таковых во всем мире - миллионы и миллионы), попав на его родину, захотел бы придти к вашему выдающемуся земляку, куда мне направить свои стопы? Есть мемориальная доска на доме № 43 на проспекте Маштоца, есть, по сей день бурно обсуждаемый
памятник скульптора Д. Бежаняна, но вот в отличие от других великих армян Хачатуряна, Сарьяна и Параджанова, имеющих дома-музеи в Ереване, у Арно Бабаджаняна своего дома в Ереване до сих пор - нет. Вы считаете это - нормальным? Неужели, приехав из Москвы, надо объяснять, что творческое наследие А. Бабаджаняна - это не московское или ереванское явление культуры, это явление мирового масштаба и что в некоторых уголках огромного земного шара об Армении узнали в первую очередь - именно благодаря его музыке?
Заместитель министра, потупив глаза, ответила:
- Ну, что мы можем? Все деньги и земля - в руках мэрии. А их гораздо больше интересует получение денег с коммерсантов за аренду участков, сильно подорожавшей за последние годы, земли в центре Еревана. Денег для культурных мероприятий тоже - не допросишься…
Вряд ли стоит чиновнику такого ранга напоминать, что национальный бюджет, в том числе его расходная часть на нужды культуры, обсуждается и формируется, как это и принято в демократических странах - в стенах парламента. И что именно - минкультом на рассмотрение депутатов выносятся вопросы финансирования тех или иных культурологических проектов в порядке их приоритетности и отстаивается их необходимость для республики. И если в этом перечне, необходимых для нации ценностей - музей Бабаджаняна до сих пор остается за скобками… Тут, как говорится, комментарии - излишни!
Бывшую квартиру А. Бабаджаняна в доме с мемориальной доской теперь занимают другие люди. И судя по тому, сколько они запросили при попытке выкупить ее под музей, очень хорошо знают ей цену. Как сказал И. Кобзон, постоянно помогающий во всем, что касается памяти его друга:
- На эти деньги в Ереване, наверное, можно купить целый квартал…
Но,слава Богу - есть еще квартира Арно Бабаджаняна в Москве во всем известном Доме композиторов на бывшей улице Огарева (в Ереване известный скульптор Тигран Арзуманян заканчивает работу над мемориальной доской для установки на этом здании), в которой сын и наследник великого мастера - Араик Бабаджанян может хранить все - от рояля отца, за которым были написаны сотни шедевров, до еще не разобранных партитур, клавиров, фотографий и фонограмм. И он с радостью готов поделиться этими драгоценными реликвиями с музеем Арно Бабаджаняна на его родине в Ереване, речь о котором идет не один год. Но, к сожалению - только речь. И что вдвойне печально, как мы убедились - пока очень невнятная…
Как же горько было все это осознавать во время ереванских концертов, состоявшихся в рамках Международного Фестиваля, посвященного 85-летию Арно Бабаджаняна! И на камерном концерте в зале им. Комитаса, в котором прозвучали фортепьянное трио и квартет, написанный Арно Арутюновичем в память о Д. Шостаковиче, и в Большом Концертном зале Государственной Филармонии, во время исполнения знаменитой Героической баллады для фортепиано с оркестром, удостоенной Государственной премии, концерта для виолончели с оркестром, арии-вокализа, оркестровой сюиты на темы его знаменитых песен и, наконец - заключительном гала-концерте, состоявшемся через несколько дней в зале, стены которого хорошо помнят блистательные выступления самого Арно Бабаджаняна.
Может быть, эту горечь в какой-то степени скрашивали горы цветов, ложившихся к портрету композитора, и то, что большей части произведений, прозвучавших в концертах, зрители аплодировали стоя. Премьеры обоих посвящений, созданных на стихи Владимира Попкова: песню «Не замести снегам память», написаную и спетую в память об отце Араиком Бабаджаняном и композицию-реквием Аркадия Хаславского «Арно» в исполнении Иосифа Кобзона, сопровождавшиеся документальными кадрами, на которых Арно Арутюнович на недолгие минуты снова вернулся к нам, тысячи зрителей встретили долгой овацией и со слезами на глазах.
К числу радостных можно отнести и тот факт, что Гегаму Григоряну, Лейле Сарибекян, Гаяне Оганесян, Анне Марти, Люси Арустамян, Марату Айрапетяну, вокальному ансамблю «Джезл» и другим популярным армянским исполнителям, как и прилетевшему в Ереван ради этого концерта из-за рубежа, на несколько часов, верному другу Арно Бабаджаняна - Иосифу Кобзону, исполнявшим нетленные песенные шедевры композитора, впервые аккомпанировал вновь созданный музыкальный коллектив - Концертный оркестр имени Арно Бабаджаняна, возглавляемый Томасом Мадатовым. Который, сегодня, кстати, как любой новорожденный - очень и очень нуждается в опеке и поддержке.Грустно было наблюдать, как музыканты в последние минуты перед началом концерта, отложив инструменты, сами гладят рубашки для сцены. Потому что - нет не только костюмера, нет денег на сами костюмы, как нет пока своей звукоусиливающей аппаратуры и постоянной репетиционной базы. Но оркестр уже имеет собственный поерк и подает свой - узнаваемый, настоящий «бэндовый» голос, музыканты полны творческого энтузиазма, а главное - хорошо помнят, что оркестру доверено имя Арно Бабаджаняна. И поэтому уже сегодня - этот замечательный коллектив, несмотря на все трудности, по своему исполнительскому уровню готов к выступлениям на крупнейших площадках не только республики, но и в России и других странах ближнего и дальнего зарубежья. С тем, чтобы пропагандировать армянскую национальную культуру и в первую очередь - уникальное музыкальное наследие человека, чье имя носит оркестр. В ближайших планах коллектива, в рамках юбилейного Фестиваля музыки А. Бабаджаняна - ноябрьские концерты в городах республики. Впереди и торжественный аккорд, знаменующий закрытие года Республики Армения в России - симфониические концерт в Московском Международном Доме музыки 28 ноября этого года и в день рождения композитора 22 января 2007 года, а также заключительный концерт Фестиваля в Государственном Кремлевском Дворце 15 декабря, с участием ведущих артистов российской и армянской эстрады и специально приглашенных зарубежных звезд. Концерты, которые с нетерпением ждут многочисленные поклонники замечательной музыки Арно Бабаджаняна.
P.S. В последний день нашего пребывания в Ереване, мэр города Ерванд Захарян принял руководителей московского и ереванского отделений Фонда А. Бабаджаняна и Р. Акопяна и в присутствии автора этих строк заверил, что оркестру им. Арно Бабаджаняна в самые ближайшие дни выделят помещение для базирования и репетиций, а строительство музея Арно Бабаджаняна начнется уже через два месяца. Хочется верить, что юбилейный год будет завершен столь долгожданным событием и «МП» с радостью сможет сообщить об этом своим читателям.