АРНО БАБАДЖАНЯН: ВОЗВРАЩЕНИЕ !

Рассказывает Генеральный продюсер Фестиваля, посвященного 85-летию композитора, Владимир Попков.

      Давний автор и друг нашего издания, поэт и журналист Владимир Попков, в прошлом - телеобозреватель «Московской правды», знаком читателям не только своими яркими публикациями в «Литературной газете» и других центральных изданиях. В прошлом - солист популярных ВИА и легендарного оркестра под управлением Народного артиста СССР Леонида Утесова, он известен и как автор множества песен, исполнявшихся нашими и зарубежными звездами, лауреат телефестивалей «Песня года», продюсер известных артистов и множества интересных проектов. В настоящее время Владимир Попков в должности Генерального продюсера Международного Фонда памяти Арно Бабаджаняна занят подготовкой юбилейного Фестиваля посвященного 85-летию выдающегося композитора. На днях он побывал в нашей редакции и рассказал о новом большом проекте.
      - В какой же момент ты решился взяться за столь непростое дело?
      - В конце позапрошлого года. Я работал тогда в Кремле и узнал, что вечер, посвященный творчеству Арно Бабаджаняна, назначенный на 24 марта 2004 г. в Государственном Кремлевском Дворце, был отменен. По простой причине - те, кто били себя в грудь кулаком и назывались друзьями и вечными поклонниками творчества композитора, попросту «кинули» Фонд, не выделив обещанные средства, которые были необходимы для проведения концерта. Не хочу их пиарить ни в черную, ни в белую сторону, скажу лишь одно - это международная армянская национальная структура, бесконечно заявляющая во всеуслышание о своих многочисленных гуманитарных проектах. Поступить так по отношению к тому, по праву является гордостью всех армян мира, по меньшей мере - непорядочно. А в том, что Арно Бабаджанян - величайший композитор, я не сомневался с той минуты, когда сам, буквально, сошел с ума, услышав еще в детстве в своем родном Северодонецке «Лучший город земли» и «Королеву красоты». Помню зрительский прием, когда сам исполнял его замечательные песни. Убедился в этом еще раз, когда 26 января на прямом эфире радиостанции «Голос России» вместе с нашим легендарным редактором Дианой Берлин и моим другом - Араиком Бабаджаняном, сыном композитора и Президентом Фонда памяти Арно Бабаджаняна, мы слушали телефонные звонки со всего мира. Люди, буквально, плача, вспоминали песни Арно Арутюновича, связанные с лучшими моментами их жизни, благодарили нас за то, что мы взялись за этот проект и желали нам удачи от всего сердца.
      - И как идет ваша работа?
      - Если скажу, что, как - по маслу и все само валится к ногам, конечно же - совру… Многое приходится преодолевать и разгребать. В том числе и завалы времени. Чего греха таить - за те двадцать с лишним лет, что прошли без Арно Арутюновича, очень многое изменилось в нашем музыкальном мире. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Ведь Арно Бабаджанян пришел в песню, будучи выдающимся концертным пианистом, выпускником Московской консерватории, учеником великого К. Игумнова. Его ставили в один ряд со С. Рихтером и Э. Гилельсом В творческом активе Арно Арутюновича уже были известные классические сочинения - сонаты, блестящие фортепьянные концерты, удостоенные Государственной премии, музыка к фильмам, спектаклям. Он работал с такими поэтами, как Г. Регистан, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев, Н. Добронравов. Сейчас понятие «творчество» - повсеместно сменилось словом «формат», а музыку стали не сочинять, ее стали «забивать» в компьютер ну, прямо, как, извините - скот на мясокомбинате… Затянувшийся «сон разума» 90-х породил непролазные заросли фанерной попсы, искалечившей вкус целого поколения. Но, слава Богу, все потихоньку возвращается «на круги своя». Изголодавшийся при большевиках за железным занавесом народ, кажется, насытился, наконец-то и китайско-турецким «от кутюр», и проплаченным шоу-дельцами доморощенным «муси-пуси» на многочисленных FM-радиоканалах. Да и «поп-обойма», мусолящая в «ящике», все последние годы, наперегонки с пошлым петросяно-дубовицким ширпотребом, один и тот же трехнотный мотивчик под «120 ударов по темечку в минуту», тоже, кажется, наконец-то - достала! Ну, и количество, порожденных ею потребителей - отмороженных «гурвинеков» с наушниками в голове и «клинским» в руке, кажется, тоже пошло, наконец, на убыль. Пережив ельцинские дефолты и «загогулины», люди понемногу пришли в себя и им захотелось, наконец, чего-то более достойного, того, что, по крайней мере - ближе к разуму… Вот тут-то, как не раз уже бывало - пришло время призвать на помощь «старые песни о главном». А Народный артист и Лауреат Государственной премии СССР Арно Бабаджанян написал десятилетия назад ТАКИЕ песни, вровень с которыми мало, что можно поставить и по сей день. «Его музыка,- писала «Литературная Газета»,- сегодня, как и при жизни композитора - востребована и актуальна. Его песни выручают и поддерживают, помогают объясниться в любви и напоминают каждому из нас о его причастности к великой стране и её истории. На эти песни всегда можно опереться, как на плечо близкого друга…». В нашем большом и важном деле возрождения великого музыкального наследия Арно Бабаджаняна, мы очень рассчитываем и на помощь близких друзей Арно Арутюнови-ча, членов Попечительного совета Фонда, Народных артистов СССР Армена Джигар-ханяна, Иосифа Кобзона, Александры Пахмутовой, Владимира Шаинского, поэтов Андрея Дементьева и Николая Добронравова, Героя Советского Союза Артура Чилингарова.
      - А в каком же звучании-исполнении они вернутся к слушателям?
      - Мы с Араиком Бабаджаняном определились так. Баритональную классику Арно Арутюновича - «Благодарю тебя», «Голубую тайгу», «Судьбу», «Пока я помню, я живу!», «Свадьбу», и другие, выражаясь нынешним языком, мегахиты, в количестве 14-ти для первого сольного CD запишет давний и верный друг Арно Арутюновича - Иосиф Кобзон - наш наставник и первый помощник в проекте. Во второй диск войдут песни А. Бабаджаняна, звучавшие раньше в исполнении Г. Отса, М. Магомаева, Л. Зыкиной, С. Ротару, А. Герман, Л. Ивановой, Э. Хиля, Н. Щукина, М. Кристалинской, Э. Горовца, Л. Мондрус, О. Воронец, Р. Мкрычан и других легенд советской сцены. Сейчас мы ожидаем услышать их в исполнении Пресняковых - старшего и младшего с инструментальной и вокальной версией красивейшей песни «Позови меня». С. Скачков со знаменитыми «Землянами» уже записал в неожиданной блюзовой аранжировке «Не спеши», А. Серов спел «Капель». Т. Гвердцители - «Верни мне музыку», А. Буйнов «Песню первой любви», Р. Ибрагимов «Шагает солнце по бульварам». С. Пьеха «Детства последний звонок». Впревые спетую его бабушкой - легендарной Э. Пьехой. Подбираем песни и для Н. Бабкиной, Л. Агутина, А. Глызина, С. Рахимова и А. Иошпе, Жасмин, Лады Дэнс, А. Чумакова, А. Панайотова, «Белорусских песняров», группы «Штар», других наших талантливых исполнителей, среди которых - звезды армянской эстрады - Араксия, Тата Симонян, Нуне Есаян, SONA, Андре. А. Волочкова покажет хореографическое воплощение одного из[ произведений. Главные критерии в подборе - любовь к творчеству А. Бабаджаняна, понимание важности события и искренний творческий подход в работе над музыкальным материалом. Арно Арутюнович сумел сгенерировать и оставить нам настолько, неподвластные времени, гениальные мелодии, что к ним, я уверен - будут возвращаться все новые и новые поколения музыкантов. И даже те, кто придут после нас. Наша главная задача - пронести это драгоценное наследие сквозь временное пространство, сделать его доступными для будущих исполнителей и слушателей, найти новые способы воплощения с использованием новейших технических средств и возможностей. Вместе с тем, при всем удобстве и сравнительно дешевизне, принятой сейчас повсеместно, семпловой работы в студии, мы отдаем предпочтение все же - живым инструментам, колорит и естественное звучание которых - ничем не заменить. Думаю, Арно Арутюнович это бы одобрил. Его имя и сегодня - своеобразный «сердечный ключик», способный открыть не только любую дверь, но и отворить самое заскорузлое сердце чиновника. Хотя все чиновники, вне зависимости от ранга и категории - тоже люди и под песни Арно Арутюновича, так же как и все - влюблялись, растили своих наследников и радовались жизни.
      Произведения А. Бабаджаняна - не только мелодичны и красивы, они на редкость интернациональны, и именно поэтому - вся его музыка - неотрывная часть жизни нескольких поколений всего нашего народа. Без музыки Арно Арутюновича уже невозможно представить историю огромной страны. Песни Бабаджаняна пели во всех 15 республиках СССР, поют их и сегодня не только на всем постсоветском пространстве, они известны и любимы во всем огромном мире. Потому, что Арно Арутюнович умел в своих произведениях филигранно сочетать, наряду с родным армянским мелосом, лучшие русские и европейские интонации, неповторимые гармонические сочетания в его произведениях не перестают и сегодня удивлять музыкантов всего мира.
      Характерен такой эпизод. Всемирно известный гитарист и композитор Карлос Сантана в середине 60-х выпустил знаменитую композицию «Европа», навсегда ставшую его своеобразной «визитной карточкой». Но всем известное её начало, где-то около 8 тактов - «позаимствовал» из песни Арно Арутюновича - «Мосты», написанной и зарегистрированной в тогдашнем Всесоюзном Агентстве Авторских Прав, еще в 1959 году. И самому Арно Арутюновичу, и Араику Бабаджаняну, как правонаследнику, много раз предлагали «учинить иск» великому мексиканцу. Но за давностью лет и пиетета, испытываемого по отношению к гуру гитарной музыки, делать этого не стали А вот прощать теперешних шустрых коммерсантов-«заимствователей» - не стоит. Время от времени приходится обращаться в РАО по поводу несанкционированного использования известных мелодий А. Бабаджаняна в нынешней телепродукции и объяснять любителям воровать чужую интеллектуальную собственность (если называть вещи своими именами), что это нехорошо, да и экономически - не выгодно. Вместе с тем, сидя на прошлогоднем концерте лучшего кинокомпозитора всех времен и народов - великого Э. Марикконе в Кремле, я бесконечно возвращался к мысли о том - насколько мелодизм маэстро в его знаменитых саундтреках к фильмам и мелодизм А. Бабаджаняна близки в своей основе. Истинные гении, вне зависимости от времени и места их жительства, величина - непреходящая и поэтому - все, созданное ими не знает ни временных, ни географических границ.
      - Какова все же программа фестиваля?
      - Уже в середине апреля - презентация нашего первого диска с Иосифом Кобзоном «Не замести снегам память…» в посольстве Республики Армения, после чего мы с головой окунаемся в работу над вторым диском юбилейного «двухтомника». Хотя есть мечта - создать и инструментальный диск из мелодий А. Бабаджаняна, да и из фортепьянной классики что-то выпустить и на звуковых носителях, и в печатном виде. Выходит юбилейный иллюстрированный альбом «Наш Арно» собираемся переиздать и монографию «Арно Бабаджанян» М. Терогоняна. Хочу сказать, что после этого - останавливаться не собираемся. Сейчас у меня в аудиоархиве - около 90 треков песен Арно Арутюновича в исполнении легендарных певцов, о которых я говорил выше. А по подсчетам М. Терогоняна всего перу Арно Бабаджаняна принадлежит более 180 песен. Надо их возвращать из небытия, поднимать архивы, клавиры, делать новые аранжировки и записывать с молодыми. Вот так, шаг за шагом, мы будем давать новую жизнь этим замечательным песням, наполняя их энергетикой «молодой крови» новых талантливых исполнителей. Только так их можно переадресовать новым поколениям, помочь занять должное место в нашей жизни. Поближе узнать творчество А. Бабаджаняна и его жизнь поможет документальный фильм «Чертово колесо» Арно Бабаджаняна», над которым по заказу телеканала РТР в Санкт-Петербурге сейчас работает съемочная группа. Продолжение концертной программы Фестиваля пройдет в сентябре, в Армении с участием национальных художественных коллективов. Концерты, как классической музыки, так и эстрадные, пройдут в Ереване и других городах республики. Будет также проведен Международный конкурс на лучшее исполнение песен А. Бабаджаняна. В заключение - гала-концерт в с участием лауреатов конкурса, армянских и российских звезд эстрады. В ноябре - концерты в Москве, в Большом зале Московской консерватории и Московском Международном Доме музыки. В альмаматер композитора - РАМ им. Гнесиных и Московской государственной консерватории собираемся организовать семинарские занятия по творчеству А. Бабаджаняна и учредить именные стипендии его имени. За подписью выдающихся деятелей культуры мы обратились с коллективным письмом к руководству Ростова на Дону и Москвы с просьбой о присвоении двум улицам имени А. Бабаджаняна и открытию в столице, на доме где жил выдающийся композитор, памятной доски. В Ереване, где работает филиал Фонда,.решен вопрос с землеотводом и закладкой музея А. Бабаджаняна Есть планы проведения концертов Фестиваля и в регионах РФ. В декабре, параллельно с закрытием года Республики Армения в Российской Федерации прозвучит финальный аккорд - заключительный концерт Фестиваля в Кремле со съемкой телеверсии телеканалом РТР. С учетом международного статуса мероприятия, предусматривается участие в нем зарубежных артистов. В наших планах - приглашение таких мегазвезд, как Шер и Гару, мы ждем и Мирей Матье, уже певшую ранее песню «Не спеши», и первого исполнителя многих хитов А. Бабаджаняна - легендарного Жана Татляна.
      - Откуда название Фестиваля - «Не замести снегам память…»?
      - Это название песни, озаглавившей первый сольный диск Иосифа Кобзона. Музыку написал на мои стихи Араик Бабаджанян и посвящена она, конечно же, отцу - Арно Арутюновичу. Ну, и весь проект, направленный на увековечение его памяти, мы назвали так же. В записи этой песни принял участие замечательный детский коллектив - музыкальная студия «Родники» из Тушина. Ее руководители, молодые музыканты Е. Бондаренко и Е. Лучников сделали очень бережную аранжировку, а участники студии детскими пронизывающими голосами записали хоровую партию. Получилась песня, как говорят музыканты - «под кожу»! Думаю, она никого не оставит равнодушным. Говорю так, потому что, буквально, первые ее прослушивания - вызывали слезы даже у профессионалов. Мы собираемся сделать и совсем неожиданный ход: - записать одну из песен Арно Арутюновича с «маленькой звездочкой» студии «Родники» - 8-летней Кристиной Закарян, феноменально одаренной девочкой, с уникально чистой интонацией и потрясающим тембром голоса. Второй наш диск будет называться «Арно» - тоже по названию заглавной песни. Я отослал стихи по Интернету своему старому другу и соавтору - композитору Аркадию Хаславскому, в прошлом - руководителю легендарного ВИА «Здравствуй, песня!», ныне живущему в Израиле. Я был там у него в Ашкелоне в 2000 году. У него прекрасная студия, на сегодняшний день он - один из самых популярных композиторов в стране Не забыли Хаславского и у нас, в чем я убедился на прямом эфире радиостанции «Голос России». Аркадий, будучи, как и я, давним и верным поклонником творчества Арно Бабаджаняна, написал музыку, стилистически близкую к его песням и даже применил в конце цитату из великого «Ноктюрна». В феврале месяце, во время гастролей в Израиле, Иосиф Кобзон на студии А. Хаславского наложил голос, и привез медиафайлы в Москву. Здесь на студии «МAGIK MASTERING STUDIO», на которой записали большую часть альбома, мы закончили работу над песней, свели ее. Вот такие географические масштабы создания песни «Арно». В ней есть слова, которые, я очень надеюсь, сумеют достучаться до сердец слушателей:

      Как же все это было недавно-давно,
      Где ты друг мой давнишний и верный, Арно?
      Дом твой теплый, Тереза, Араик
      И песен твоих - журавлиная стая,
      И песен твоих - журавлиная стая
      И песен твоих, улетевших с тобой

      Твой родной Ереван и Москва с площадями
      Чьим ладоням тебя - никогда не забыть!
      Годы мчатся, но тянет и тянет
      Дверь в твой дом опустевший открыть…

      И рояль твой умолкнувший тронуть рукой,
      Чтобы он встрепенулся и вместе с тобой
      Вновь взорвался созвездием клавиш,
      Когда ты - «Ноктюрн» свой бессмертный играешь,
      Ты снова - «Ноктюрн» свой бессмертный играешь,
      Что светит сквозь вечность - твоею звездой!