ПАМЯТЬ. Арно вернулся в Ереван.

В родной город, где у него до сих пор нет собственного дома…

      В Ереване в эти дни солнечно, стоит та погода, которую в накрытой первыми снегами России, называли бы бабьим летом. Сами ереванцы очень довольны столь затянувшимся теплом и дружно относят это к обстоятельству, будоражащему весь город в последние дни. А город завешан афишами и портретами, с которых землякам улыбается человек со слегка печальными глазами и орлиным профилем, известным каждому человеку, любящему настоящую музыку. К себе на родину, в Ереван после довольно долгого перерыва вернулся Арно Бабаджанян.
      Высадившийся в Ереване московский десант, в состав которого входили президент Международного Фонда памяти Арно Бабаджаняна - Ара Бабаджанян, генераль-ный продюсер Владимир Попков, импресарио Марга-рита Лапина, главный режи-ссер Государственного Кремлевского Дворца Евгений Глазов, прямо с трапа самолета ринулся в бой. Сочетая интенсивную работу над «доводкой» программы предстоящего концерта с многочисленными пресс- конференциями и выступ-лениями на республиканских радио - телеканалах, журналисты которых, буквально, разрывали гостей на части, москвичи включились и в работу Ереванского филиала Фонда памяти Арно Бабаджаняна, много лет возглавляемого давним другом Арно Арутюновича - Заслуженным деятелем искусств Республики Армения Робертом Акопяном. А вопросов накопилось более, чем достаточно. И наипервейший из них на сегодняшний день - создание в Ереване музея выдающегося композитора ХХ века. Да, есть памятник скульптора Д. Бежаняна со вскинутыми над роялем огромными, как орлиные крылья, руками композитора, есть мемориальная доска, на доме № 43 по проспекту Маштоца, в котором до переезда в Москву свои юные годы провел будущий Народный артист и лауреат Государственной премии СССР, автор многочисленных классических шедевров и песен, даже после 23 лет, минувших со дня его смерти, будоражащих наши души.
      В Ереване, как, и Москве, буйно «расцвевшем», бесчисленными неоновыми вывесками ночных клубов и ресторанов, за последние годы не открыто ни одного заведения культуры. Мало того, помещения библиотек, кинотеатров, домов дет- Мемориальная доска на доме 43 по проспекту Маштоца ского творчества с удивительной последовательностью, не без участия архитектурных начальников города, под тем или иным предлогом (ремонт, реконструкция и т.д.) переходят в руки дельцов ресторанного и игрового бизнеса. Армянскую народную музыку, как и собственную древнейшую культуру, в компании с турецким «от кутюр», забившим местные магазины, настойчиво вытесняет настырно навязываемая местными теле-радио каналами, вперемешку с мексиканскими сериалами - турецкая низкопробная эстрада. В многочисленных магазинчиках, торгующих CD и DVD - сплошные «тарканы» и «изауры». Как мне рассказали ереванские коллеги-журналисты - из эфиров телеканалов методично «выдавливаются» молодежные программы, публицистические и аналитические передачи. Деньги вбрасываются в основном в «развлекуху», с «начинкой» из турецкой музыки, явно с прицелом на пресловутые «рейтинги» и возможностью запихнуть в них побольше рекламы майонеза, моющих средств и прочих «духовных ценностей». Молодежь уже, практически, не знает русского языка. Не знает она и имен собственных национальных поэтов и композиторов. И все это местных «телерадио-боссов», повидимому, мало волнует. Поэтому не удивителен тот факт, что несмотря на все усилия Ереванского отделения Фонда Бабаджаняна, для музея человека, прославившего Армению и ее культуру во всех уголках огромного земного шара, до сих пор не нашлось места на его родине. На мой вопрос во время пресс-конференции проходившей в стенах штаба республиканской культуры в присутствии журналистов всех СМИ республики, заместителю министра культуры Республики Армения:
      Куда, попав в Армению сегодня, можно пойти к вашему национальному герою - Арно Бабаджаняну? Карине Ходи-кян, потупив глаза, ответила: - Ну, что мы можем? Все деньги и земля - в руках мэрии. А их гораздо больше интересует получение денег с коммерсантов за аренду участ-ков, сильно подорожавшей за последние годы, земли в центре Еревана. Денег для мероприятий Фонда тоже не допросишься… Вряд ли стоило чиновнику подобного ранга напоми-нать, что национальный бюджет, в том числе - его расходная часть на нужды культуры, формируется, как это и полагается в демократических странах, в стенах парламента. И что именно - минкультом на обсуждение депутатов выносятся вопросы по финансированию тех или иных культурологических проектов в порядке их приоритетности. И если в этой шкале национальных ценностей - музей Бабаджаняна остается за скобками… Тут, как говорится, комментарии - излишни. Ситуацию вряд ли назовешь сенсационно - новой. В Москве, зачастую - то же самое и это лучше других знают сотрудники головного московского отделения Фонда. Но сама необходимость объяснять в Ереване - кто такой Арно Бабаджанян и что его творчество - это явление не московское или ереванское, что это явление культуры - глобального, мирового масштаба - довольно печальна. Бывшую квартиру Бабаджаняна в доме с мемориальной доской теперь занимают другие люди. И судя по тому, сколько они запросили при попытке выкупить ее под музей, очень хорошо знают ей цену. Как сказал И. Кобзон, постоянно помогающий во всем, что касается памяти его друга Арно Бабаджаняна:
      - На эти деньги в Ереване, наверное, можно купить целый квартал… Но, слава Богу - есть еще квартира Арно Бабаджаняна в Москве, во всем известном Доме композиторов на бывшей улице Огарева, в которой сын и наследник великого мастера - Араик Бабаджанян может хранить все - от рояля отца, за которым были написаны сотни шедевров, до еще не разобранных партитур, клавиров, и фонограмм. И он с радостью готов поделиться этими драгоценными реликвиями с музеем Арно Бабаджаняна на его родине в Ереване, речь о котором идет не один год. Но только, к сожалению - речь. И что вдвойне печально - пока очень невнятная…
      Как же горько было все это осознавать во время ереванских концертов, состоявшихся в рамках Международного Фестиваля, посвященного 85-летию Арно Бабаджаняна! И на камерном концерте в зале им. Комитаса, где прозвучали фортепьянное трио и квартет памяти Д. Д. Шостаковича, и в Большом Концертном зале государственной Филармонии, во время исполнения знаменитой Героической баллады для фортепиано с оркестром, в свое время удостоенной Государственной премии, концерта для виолончели с оркестром, арии - вокализа, оркестровой сюиты на темы песен Арно Бабаджаняна и, наконец - заключительном гала-концерте, состоявшемся 22 октября.
      Может быть, эту горечь в какой-то степени скрашивали горы цветов, ложившихся к портрету композитора, и то, что большей части произведений, прозвучавших в концертах, зрители аплодировали стоя. К числу приятных можно отнести и тот факт, что Гегаму Григоряну, Лейле Сарибекян, Гаяне Оганесян, Люси Арустамян, Анне Марти, Жанне, Марату Айрапетяну, вокальному ансамблю «Джезл» и другим популярным армянским исполнителям, как и ради этого концерта на несколько часов прилетевшему в Ереван, буквально, с другого конца света, верному другу Арно Бабаджаняна - Иосифу Кобзону, исполнявшим нетленные песенные шедевры композитора, аккомпанировал, вновь созданный музыкальный коллектив - Концертный оркестр имени Арно Бабаджаняна под управлением Томаса Мадатова. Который, кстати, тоже очень нуждается в поддержке властей. Печально было наблюдать, как музыканты гладят рубашки перед выступлением. Потому что нет костюмера, нет денег на сами костюмы, как и на многое другое. Нет собственной аппаратуры и репетиционной базы. Но уже сегодня этот замечательный коллектив, несмотря на все переносимые трудности, готов к выступлениям на крупнейших площадках не только республики и в России но и других странах ближнего и дальнего зарубежья, с тем чтобы пропагандировать армянскую национальную культуру и в первую очередь - уникальное творческое наследие человека, чье имя носит оркестр.
      Впереди - заключительная, московская часть Фестиваля - камерные и симфонические концерты в Московском Международном Доме музыки 28 ноября и 22 января 2007 г. в день рождения композитора и заключительный концерт в Государственном Кремлевском Дворце 15 декабря, с участием ведущих артистов российской и армянской эстрады и специально приглашенных зарубежных звезд. Концерты, которые с нетерпением ожидают многочисленные поклонники музыки Арно Бабаджаняна.

      P.S. В последний день нашего пребывания в Ереване, мэр города Ерванд Захарян принял руководителей московского и Ереванского отделений Фонда А. Бабаджаняна и Р. Акопяна и в присутствии автора этих строк заверил, что оркестру им. Арно Бабаджаняна в самые ближайшие дни выделят помещение для базирования и репетиций, а строительство музея Арно Бабаджаняна начнется уже через два месяца. Хочется верить, что юбилейный год будет завершен столь долгожданным событием и «ЛГ» с радостью сможет сообщить об этом своим читателям.

Владимир Преображенский специально для «ЛГ» Ереван-Москва