МУЗЫКА БАБАДЖАНЯНА ЗВУЧИТ ЛУЧЕЗАРНО!

      Армении давно и с нетерпением ждали этого события. Интригу подогревал обещанный приезд делегации из Москвы - Президента Международного Фонда памяти Арно Бабаджаняна, сына знаменитого композитора - Араика Бабаджаняна, генерального продюсера Фонда, поэта и журналиста Владимира Попкова, известного российского импресарио Маргариты Лапиной, главного режиссера Государственного Кремлевского Дворца Евгения Глазова.
      Москвичи прямо из международного аэропорта Звартноц направились в Государственную филармонию, где уже - вовсю кипела работа по подготовке концертов, посвященных 85- летию одного из лучших композиторов ХХ века. Концертов камерного и симфонического, включавших в себя исполнение фортепьянного трио и квартета, написанного Арно Арутюновичем в память о Д. Шостаковиче, знаменитой Героической баллады для фортепиано с оркестром, удостоенной Государственной премии, концерта для виолончели с оркестром, арии-вокализа, оркестровой сюиты на темы его знаменитых песен и, конечно же - эстрадного, в котором должны были прозвучать лучшие песни Арно Бабаджаняна, те, что уже полвека знает и напевает не только население 1\6 части земной суши, занимавшейся нашей бывшей общей родиной - СССР, но и все, как тогда говорили - остальное прогрессивное человечество, переводя эти песни на свои языки.
      Участвовать в этом концерте мечтали все армянские певцы, в репертуаре которых песни их великого земляка - обязательная и постоянная составляющая. Ждали и Иосифа Кобзона, который должен был специально на несколько часов прилететь в Ереван из-за рубежа, чтобы спеть песни друга. Одним словом - Ереван в разгар своего чудного златолистого бабьего лета - радостно шумел в резонанс с горящими осенним пожаром кронами кленов и тополей, а у театральных касс шла битва за билеты на концерты Фестиваля, которых… там уже давно не было. Ну, разве что - в виде исключения, только для очень уважаемых людей, которые лично знали Арно Арутюновича. Но что было делать, коль таковыми - оказалось, практически, все взрослое население Еревана? А с рекламных щитов, глядя на все это, чуть грустно (будто извиняясь перед теми, кому не посчастливилось достать билеты) улыбался «виновник» торжества - один из самых известных и любимых армян на земле. И не мудрено. Какой же его земляк не знает сегодня «Песню первой любви», «Ереван сирун ахчик» (Ереванскую красавицу), или негаснущие с годами хиты - «Свадьбу», «Королеву красоты», «Лучший город земли», «Не спеши», «Благодарю тебя», «Позови меня», «Голубую тайгу» и еще десятки песен, с которыми неотрывно связаны незабываемые минуты в жизни миллионов людей. Потому что под эти песни не только в Ереване, но и в тысячах городов и весей бескрайней страны - от Курил до Львова - встречались и расставались, грустили и смеялись, выходили замуж и женились, служили в армии, рожали детей, взрослели и старились. Да что там говорить - в полной мере хлебнув за последние наши полтора десятка лет все последствия «беловежского развода», мы вдруг поняли, что песни эти так любимы и незабываемы еще и потому, что с ними связано не такое уж плохое время и в нашей жизни, и в жизни нашей общей, некогда великой, не исполосованной нынешними границами, страны.
      С нетерпением ждали и дебюта вновь созданного музыкального коллектива - Концертного оркестра, получившего в качестве большого творческого аванса - имя Арно Бабаджаняна. Гарантией, что коллектив не ударит в грязь лицом было то, что возглавил его один из лучших дирижеров Армении - Томас Мадатов, работавший в свое время с Арно Арутюновичем, знающий творчество знаменитого композитора не понаслышке. И праздник музыки, задуманный, как мощный финальный аккорд юбилейного Фестиваля музыки Арно Бабаджаняна в Армении, посвященный его 85-летию - состоялся! Аккорд из трех концертов - камерного в зале им. Комитаса, симфонического и эстрадного в Концертном зале имени друга и учителя Арно Арутюновича А. Хачатуряна - прозвучал! Еще до концертов, буквально, разрываясь между их подготовкой и беспрерывно атакующими журналистами республиканских СМИ, москвичи провели несколько брифингов и пресс-конференций, выступили на всех национальных теле и радиоканалах, дали множественные интервью газетчикам. Рассказали о работе Фонда памяти Арно Бабаджаняна в Москве и его филиала в Ереване, много лет возглавляемого Заслуженным деятелем искусств Республики Армения Робертом Акопяном. Большой интерес вызвали и предстоящие концерты в Московском Международном Доме музыки, Большом зале Московской консерватории и, конечно же, самый главный и ответственный - 15 декабря в Государственном Кремлевском Дворце, приуроченный к торжественному закрытию Года Республики Армения в России.
      Среди радостных реляций об успехах Фестиваля, грустной нотой в ходе пресс-конференции, проходившей в Министерстве культуры Армении, прозвучал вопрос, адресованный генпродюсером Фонда Владимиром Попковым заместителю министра культуры республики Карине Ходикян:
      - Скажите, если я, будучи поклонником творчества Арно Бабаджаняна, а таковых в мире - миллионы и миллионы, приеду в Ереван и захочу придти к своему любимому композитору, куда мне направиться? У вас есть замечательные музеи Хачатуряна, Параджанова, Сарьяна. Но вот Арно Бабаджанян, благодаря чьему творчеству, об Армении узнали в самых отдаленных уголках Земли (композитор в 1974 году в Токио был удостоен награды, как «лучший композитор мира» за свою песню «Чертово колесо» на стихи Е. Евтушенко, опередив знаменитого Френсиса Лея и многих других мировых мастеров) до сих пор не имеет своего дома в родном городе. Когда в Ереване, наконец, появится музей Арно Бабаджаняна?
      Ответ, к сожалению, был довольно невнятным:
      - А что мы можем? Все деньги и городская земля - в руках мэрии… А ее больше интересуют коммерческие объекты - ночные клубы и развлекательные центры, дающие хороший доход в бюджет.
      Хотелось добавить - и рестораны, где сплошное засилье турецкой низкопробной попсы. Как, впрочем и в музыкальных магазинах - с трудом можно отыскать СD и DVD с произведениями национальных композиторов. В основном - сплошные «тарканы» и «изауры», да всепроникающий «шансон». Удалось, правда, найти диск «Планета Бабаджанян» выпущенный несколько лет назад в Москве. Но - контрафактный. Ну, что ж, как говорится - спасибо и на том господам популяризаторам» - пиратам.
      Не хотелось бы это замечать, но уже больно рельефно прорисовывается некое «дежа вю»: Грузия после Шеварнадзе, настырное присутствие пресловутого фонда Сореса, раздающего налево и направо в качестве «бесплатного сыра», миллионные гранты под свои тенденциозные проекты в республике с парализованной экономикой, ну, и все то, к чему пришли братья-грузины на сегодняшний день вслед за своим новоявленным «розовощеким вождем».
      Но Армения - уже на протяжении не одного века - самый преданный и испытанный друг России на Кавказе. А тем, кто сегодня в Армении чрезмерно увлекается поездками в Анталию и привозимым оттуда турецким самострочным «от кутюр», забившим местные магазинчики, не лишне напомнить, что правительство Турции по сей день отказывается не только извиниться перед Арменией, но и признать сам факт геноцида против армянского народа в 1915 году. Но если говорить о приятном, то как же было радостно видеть, как во время концертов большинству произведений А. Бабаджаняна, как классических, так и эстрадных, исполнявшихся под его, утопавшем в цветах портретом, зрители аплодировали стоя! Цветы были от зрителей и артистов. В знак любви. Хотелось бы что-то существенное увидеть и от властей. В знак признания того, что сделал для своей родины Армении, ее великий сын.
      Лучшие певцы республики - Гегам Григорян, Лейла Сарибекян, Гаяне Оганесян, Анна Марти, Люси Арустамян, Жанна, Марат Айрапетян, вокальный ансамбль «Джезл» и другие талантливые исполнители представили незабываемые песни национального классика в новых современных аранжировках и сопровождении Концертного оркестра им. Арно Бабаджаняна. Как всегда, блисательно - закрывал концерт, Иосиф Кобзон, которому Арно Арутюнович при жизни часто доверял первое исполнение своих лучших песен. Остался верен своему другу Иосиф Давыдович и после его ухода, постоянно помогая работе Фонда памяти Арно Бабаджаняна, участвуя во всех вечерах памяти композитора.
      Знаковыми стали премьеры двух посвящений на стихи Владимира Попкова, специально созданных к этим концертам - песни «Не замести снегам память», написанной и спетой Араиком Бабаджаняном в память об отце и композиции-реквиема «Арно» композитора Аркадия Хаславского, исполненной Иосифом Кобзоном. Эти произведения прозвучали на фоне документальных кадров, на которых Арно Арутюнович на несколько мгновений снова вернулся к нам. И даже затемненный зал не мог скрыть слез на глазах зрителей, стоя завершивших торжественные памятные минуты сопровождая их долго не смолкавшими овациями . Но как всегда, в концертах А. Бабаджаняна, финал все же был - радостным и лучезарным! «Ереван сирун ахчик» исполняли не только те, кто находился на сцене, одну из самых любимых песен дружно пел весь зал!
      В заключение - одна маленькая деталь, буквально, «пробившая» меня насквозь. Я увидел, как, не отрываясь от съемки, пели…телеоператоры. Побывав на сотнях концертов - и в качестве исполнителя, и организатора, и зрителя, в том числе - на многочисленных авторских вечерах, такое, признаюсь, увидел - впервые. И это, согласитесь - дорогого стоит. А еще: позволило окончательно понять - чем песни Арно Бабаджаняна отличаются от тысяч и тысяч других…